У каждого более – менее сложившегося архитектурно города есть своя особенная акустика, свои характерные звуки, которые местный житель уже настолько привык слышать, что не замечает их характерность. Но для приезжего все эти звуки кажутся неожиданными, загадочными и составляют неотъемлемую картину впечатления об этом городе. Мы Петербуржцы так же привыкли и не замечаем акустику Невского или Заячьего острова, даже колокола на Думской башне уже не обращают на себя наше внимание. Слава Богу, что ровный серый шум улицы, состоящий в основном из гудения автомобильных двигателей, шелеста шин и топота ног, в некоторых местах перекрывают звуки музыки, издаваемой уличными музыкантами. В Питере уже сложились свои места для таких выступлений и это радует спешащих по своим делам горожан, привлекает внимание туристов и командировочных.
Год назад музыкальная компания Bomba-Piter inc. совместно с производителем вкусных натуральных напитков «MEDOVARUS» затеяли проект «Звуки Питера», который позволил бы узнать лучше этих пока никому не известных работников культуры на асфальтовых поверхностях Санкт-Петербурга. И мы отыскивали не только в центре, но и Таврическом и Александровском садах, в переходах, в метро… И в результате уже записан компакт-диск с реальными звуками Невского, Петроградки, Васильевского и других мест нашего города, где играют уличные музыканты.
Сейчас в связи с холодным временем года многие из них покинули улицу, но в Art Lab MEDOVARUS на Мучном, д.5 каждое воскресенье в рамках проекта «Свободная сцена» можно прийти и выступить, а во второе и четвёртое воскресенье проводятся конкурсы музыкантов. Их очень много и все они такие не похожие, что оценивать их по одной шкале не возможно.
Критерий оценки и зрителей, и экспертов (в большинстве – это профессиональные музыканты, режиссёры, продюсеры и промоутеры) один – задержит ли ваше внимание выступление этого артиста на улице или вы пройдёте мимо. Такая интуитивная оценка позволяет не выравнивать всех под шаблон профессионализма и качества материала, а даёт шанс эмоционально открытым, не стандартным и интересным артистам быть услышанными.
Эти конкурсы транслируются в прямом эфире на Радио Шок, собирают полный зал любопытных зрителей и в итоге может получиться так, что весь наш город зазвучит новой и интересной музыкой, которая будет привлекать еще больше гостей, украсит архитектуру и создаст еще более волшебную атмосферу Санкт-Петербурга.
Помимо возможности выступить, мы даем музыкантам возможность рассказать о себе и своем творчестве в формате интервью. Вот какими мыслями они поделились в беседе с журналистом Bomba-Piter Евгенией Голосовой о проекте «Звуки Питера», о питерских улицах, творческой востребованности и своих планах на будущее:
За что ты любишь Питер? Каким он предстает уличному музыканту?
Вера Сухомлин: За красоту контрастов. Петь свои песни, глядя, как плывут облака над Спасом, как зажигаются фонари… чувствовать, как весь город становится для тебя огромной сценой с богатейшими декорациями, ощущать себя частью чего-то настолько прекрасного, что почти больно.
Андрей Гончаров: Питер – живой организм! В его венах течет вода, несущая вечную информацию.
Михаил Печерский: Я много где успел пожить в своей жизни. В Питере остался. Я его полюбил сразу и навсегда. За его дух, атмосферу, людей.
Чем отличается для музыканта уличное выступление от концерта в зале?
Илья Епифанов, солист группы 7СОЗВЕЗДИЙ: Я уважаю, люблю и чувствую каждого, кто слушает нас. И неважно, где это происходит: под моросящим дождиком и уличными фонарями или в теплом помещении с прожекторами. Для меня главное – чувствовать энергетику слушателей. Они могут танцевать и громко подпевать, а могут молча наслаждаться. Каждый человек дарит настроение и заряд для музыканта.
Сергей Елгазин: На улице, в отличие от зала, сразу видно по количеству слушателей, насколько людям нравится та или иная композиция.
Nikolay Nk, лидер группы «Небесный пастух»: Я бы сказал, они разнонаправленно радуют! В зале приятно видеть и слышать людей которые непосредственно пришли послушать группу. А на улице радует, что совершенно незнакомые с нашим творчеством прохожие останавливаются и очаровываются этим моментом. Тепла много в обоих этих форматах.
Чего больше всего не хватает уличным музыкантам?
Вера Сухомлин: Если о внутреннем – оригинальности, самобытности, душевности. Если о внешнем – защищённости, организованности.
Сергей Елгазин: Я уже неоднократно поднимал и поддерживал идею выделения площадок для выступлений музыкантов на улице, в метро. Площадки должны быть объединены электронной системой бронирования. Бронирование должно быть умеренно платным. Для регистрации в системе уровень музыкантов должен минимально проверяться, чтобы устранить с улиц людей без слуха или без элементарных навыков игры. Должны быть правила, в том числе по уровню звука, и элементарный комфорт для музыкантов – розетки, освещение.
Илья Епифанов: Не буду отрицать, что неприятности бывают. Этим словом можно назвать полицию, которая блокирует наше выступление со словами «на вас жалоба пришла», не объясняя откуда, как и когда. Так же нетрезвые слушатели, которые не видят границ, и до них бывает очень сложно донести то, что они неподобающим образом себя ведут.
Приятных сюрпризов гораздо больше. Для меня такими являются улыбки людей, похвала, желание получить автограф, сделать совместную фотографию и просто дать «пять».
Что важнее: писать песни, которые нравятся себе самому или песни, которые нравятся публике?
Илья Епифанов: Лично для меня важно и то, и другое. Каждую песню, которую я исполняю, чувствую насквозь, ведь нет смысла петь без эмоций, а их без чувств не бывает. При этом мне важно, чтобы людям тоже было интересно слушать, вникать в текст и понимать, что музыкант пытается донести до них. Любая песня, как крик души. Каждый артист своим выступлением что-то хочет донести народу, неважно, что: боль, любовь, чувства, свое мнение. И мне необходимо, чтобы люди понимали и наслаждались. Ведь если смогут они, то смогу и я.
Андрей Гончаров: В идеале писать нужно всегда для высшего суда. Потому что публика сегодня тебя боготворит, а завтра сожжет на костре. Но, для совмещения творчества с коммерцией (это иногда возможно) и для существования в социуме, есть разные варианты.
Как ты считаешь, может ли музыкант «прожить» (зарабатывать и быть востребованным) только своим исполнительским талантом?
Вера Сухомлин: Я верю в это. Но на практике всё гораздо сложнее. Ведь одного исполнительского таланта недостаточно. Сейчас такое время, что нужно иметь талант заявить о своём таланте. И сделать это так, чтобы тебя услышали. Когда я выхожу на улицу, мне достаточно просто петь, и меня услышат. Мне не нужно быть организатором, менеджером, блогером, пиарщиком. А за пределами улицы – нужно. Мало просто организовать концерт, надо сделать так, чтобы на него пришли. Пока ты недостаточно известен или богат, чтобы кто-то делал это за тебя, ты должен всё время «завлекать» своего слушателя всякими шутками-прибаутками, быть на виду, привлекать и удерживать внимание. Не у всех артистов это получается и не всем нравится. Мне – точно нет.
Юлия Фантазёрка: Заниматься любимым делом и получать за это деньги вполне возможно. Содержать себя тоже можно, если свои запросы не выдвигать вперед профессионализма. Профессионализм всегда должен стоять на первом месте.
Михаил Печёрский: Думаю, это возможно. Нужно желание и терпение.
Если бы твое творчество можно было охарактеризовать одним словом, какое слово бы это было?
Михаил Печёрский: Душа.
Андрей Гончаров: Записки.
Юлия Фантазёрка: Полет.
Вера Сухомлин: Искренность.
Что пожелаешь будущим участникам «Звуков Питера»?
Михаил Печёрский: Для начала прийти! И конечно, не бояться, верить в себя и свое творчество.
Юлия Фантазерка: Моё пожелание… Если ты музыкант – значит играй или пой везде, где предоставляется возможность… и не о чем не думай кроме как о том, что и как ты делаешь! Удачи!
Олег Грабко
— Я лет десять назад задумал этот проект, так как очень люблю слушать Питер. С помощью Петербургской студии Грамзаписи мы сделали первые записи городских улиц, скверов и дворов. Затем в 2017 году Алиса Иванова (музыкант и звукорежиссёр) сделала еще записи городских пространств, парков и садов, которые мы смикшировали с записями реальных уличных музыкантов, среди которых есть и уже известные. Такие, как группа «Аквариум», Сергей «Чиж» Чиграков, Сергей «Ефр» Ефременко, Billi’s Band, Кирилл Миллер, Максим Анухин и другие. В итоге реализовался диск-аудиопрогулка по нашему городу, в котором есть чёткий маршрут от Московского вокзала, через Невский, по Заячьему Острову, Александровскому и Таврическому садам в самый центр на улице Рубинштейна. В этом альбоме очень гармонично сочетаются звуки и песни. Я надеюсь, что улица будет рождать новые таланты, которые используют этот опыт в дальнейшем и станут событиями на нашей эстраде. Ведь уличный музыкант – это самая честная профессия, там люди платят вниманием, аплодисментами и даже деньгами не по прейскуранту, а от чистого сердца.